Эта неделя выдалась для многих педагогов-дошкольников
Краснодара сложной, волнительной, и в тоже время, яркой и незабываемой. Пять дней, с 26 по 30 октября, проходил очередной профессиональный конкурс
«Воспитатель года города Краснодара- 2015». О конкурсе уже рассказала в своем блоге "Адвокат" детской души" моя коллега, член жюри конкурса Виктория Александровна Свиридова.
Конкурс! Конкурс! Конкурс! (Ко́нкурс (лат.
concursus) — соревнование, соискательство нескольких лиц в области искусства,
наук и прочего, с целью выделить наиболее выдающегося (или выдающихся)
конкурсанта-претендента на победу.
Материал из Википедии — свободной энциклопедии)
При
звуке этого слова у каждого возникают свои ассоциации. Для одних конкурс - это
шоу, для других - заранее предусмотренная победа определенных лиц, для третьих
- вообще не соревнование, а просто фестиваль педагогических идей, и это не
самый плохой вариант. Точек зрения множество. И только те, кому посчастливилось
пережить и радость победы, и горечь неудачи, понимают через некоторое время,
что это замечательный педагогический праздник - праздник общения и педагогического
единения.
Немного истории.
Конкурс «Воспитатель года», пожалуй,
один из самых молодых на всероссийском уровне. Но, несмотря на столь «детсадовский»
возраст, у него уже есть история, говоря о которой, нельзя не вспомнить его
старшего брата – конкурс «Учитель года».
Профессиональные педагогические
конкурсы зародились в России в 20-е годы прошлого столетия. В 1923 году газета
«Правда» совместно с Наркомпросом организовали Всероссийский конкурс на лучшего
учителя.
В объявлении о конкурсе разъяснялось,
что лучшим учителем нужно считать учителя, который «сумел при чрезвычайно тяжелых условиях сохранить школу, научил детей
любить школу, связал школу с производством, принимает активное участие в
общественной жизни, борется с религиозными предрассудками, помогает изгонять
самогон и пьянство, помогает организовать кооператив, показывает лучшие способы
ведения хозяйства» («Правда» №65 от 24 апреля 1923 года.)
Особое развитие педагогическое
конкурсное движение получило в 80-е годы 20 столетия. В 1990 и 1991 годах по
инициативе «Учительской газеты» проводится
конкурс «Учитель года СССР» (по аналогии
конкурса «Национальный учитель года США», который проводится с 1944 года).
Символом конкурса становится
«Хрустальный пеликан».
Почему пеликан?.....
Легенда
о птице Пеликан:
«Некогда в цветущей долине Нила
древнего Египта наступила страшная засуха. Стали погибать животные, растения.
Цветущая долина вмиг стала превращаться в пустыню. Умирали от жажды только что
вылупившиеся птенцы птицы пеликан. И тогда, чтобы спасти своих детёнышей, птица
пеликан разорвала себе грудь и напоила своей кровью».
С тех пор эта птица стала символом
жертвенности и заботы о подрастающем поколении.
С 1992 года конкурс получил статус
Всероссийского и название «Учитель года России».
В
2009 году Минобрнауки России, профсоюз
совместно с партией «Единая Россия» и Союзом женщин России, впервые за
последние 80 лет провели Всероссийский форум работников системы дошкольного
образования. Участники форума обозначили
проблемы, стоящие перед системой дошкольного образования и внесли предложения
по ее развитию.
Здесь же, на форуме, остро прозвучал и
вопрос повышения статуса работников дошкольного образования, необходимости
формирования в обществе позитивного отношения к профессии воспитателя. Большие
нарекания были высказаны в адрес СМИ, которые это общественное мнение и
формируют. Участники отмечали, что пресса и телеканалы зачастую позиционируют
детский сад как место, где собраны взяточники, где организация содержания и
обучения детей находится на низком уровне, а воспитатели низкокультурные,
безграмотные тетеньки, собранные из бывших союзных республик в так называемые
педколлективы по одному принципу - лишь бы согласились работать за столь низкую
зарплату.
Единственно в чем правы журналисты,
соглашались участники форума, это в отношении заработной платы работников ДОУ.
Она действительно чрезвычайно низкая и не соответствует ни уровню выполняемой
работы, ни требованиям, которые стоят перед ДОУ. И проблемы в содержании и
обучении тоже есть, но не по вине педколлективов...
Идея проведения Всероссийского конкурса
«Воспитатель года» возникла в профсоюзе в том числе и из-за желания защитить
честь и достоинство работников ДОУ, представить общественности высокий
профессиональный уровень работников детских садов и привлечь внимание к
проблемам, которые есть в системе дошкольного образования. Но конкурс - это еще
и часть системы повышения квалификации педагогических работников,
предоставление возможностей для их профессионального и личностного роста,
площадка для обмена опытом работы. Поэтому сразу же после форума, получив
поддержку Минобрнауки России, в Общероссийском профсоюзе образования приняли
решение учредить и провести в 2010 году Всероссийский профессиональный конкурс
«Воспитатель года». Провести именно в Год учителя, показав тем самым, что
дошкольное образование часть общей системы и что учитель, педагог заслуживает
внимания и почтения вне зависимости от того, где он работает - в садике, школе
или вузе. (Материалы из статьи Елены Елшиной, члена жюри первых конкурсов «Воспитатель года», опубликованной в «Учительской газете» №42 от 16 октября 2012
года.)
Первый конкурс стартовал в ноябре 2010
года в Подмосковье.
Логотип
Всероссийского конкурса «Воспитатель года» - «Жемчужина в раковине», в основу
которого легли детские рисунки и надписи.
Конкурс утвердился как федеральное
мероприятие, и с 2012 года проходит в столице РФ.
Конкурс «Воспитатель года Кубани» проводится
с 2004 года. Победитель получает главный
приз - «Садовницу»
Логотип
конкурса:
Девиз конкурса: «Ребенок - парус в XXI
век, а педагог ему - попутный ветер».
В Краснодаре
конкурсное движение дошкольников начинается еще с конца 90-х. (Если у кого есть
другая информация, прошу меня поправить). Эти конкурсы напоминали, скорее,
конкурсы художественной самодеятельности, творчества. Первую информацию в интернете
о конкурсе «Воспитатель года - 2003 города Краснодара» я нашла на сайте «Российская информационная сеть»
Но, пожалуй, одним из первых самых
серьезных конкурсов, на мой взгляд, стал
конкурс «Воспитатель года-2008».
Конкурсные испытания проводились в детских садах ЮМР, в том числе и в 115
детском саду. Мы были свидетелями появления нового поколения современных
молодых воспитателей - «звездочек» дошкольного образования.
(фото из личного архива)
Вы узнаете на этом фото Илюхину Юлию
Валерьевну (ныне заведующий кафедрой развития ребенка младшего возраста ИРО Краснодарского края)? В 2008 году она стала
победителем городского и краевого конкурсов «Воспитатель года». В этом же году воспитатель нашего детского
сада Переяслова Татьяна Владимировна тоже стала лауреатом.
В 2010 году лучшим воспитателем года стала молодой воспитатель детского сада №126 Елизавета Леонидовна Заморина. В этом же году на II Всероссийском конкурсе "Воспитать человека" она стала абсолютным победителем в номинации "Лучший воспитатель дошкольного образовательного учреждения". Сейчас Елизавета Леонидовна Накорякова (Заморина) - молодой талантливый руководитель МАДОУ №171 "Алые паруса", который гостеприимно распахнул двери для участников конкурса "Воспитатель года города Краснодара-2015".
В 2010 году лучшим воспитателем года стала молодой воспитатель детского сада №126 Елизавета Леонидовна Заморина. В этом же году на II Всероссийском конкурсе "Воспитать человека" она стала абсолютным победителем в номинации "Лучший воспитатель дошкольного образовательного учреждения". Сейчас Елизавета Леонидовна Накорякова (Заморина) - молодой талантливый руководитель МАДОУ №171 "Алые паруса", который гостеприимно распахнул двери для участников конкурса "Воспитатель года города Краснодара-2015".
Год за годом конкурс взрослеет, становится
популярным.
Дошкольники
Краснодара поддержали традицию учителей, выбрав главным символом воспитательского
конкурса тоже пеликана. На баннере, украшающем главную сцену конкурса,
изображена счастливая семья пеликанов- мама-пеликан с 3-мя птенцами.
Переходящим
призом «Хрустальным пеликаном» награждается победитель конкурса. Эта священная
птица «обитает» в дошкольной организации, где работает победитель, дожидаясь следующего достойного обладателя главным призом.
В 2014 году обладателем "Хрустального пеликана" стала Шабаева Анна Николаевна, воспитатель МБДОУ №115. На этом фото мы прощаемся с Пеликаном. Через час он "улетит" в другой детский сад.....
В 2010, 2011, 2014, 2015 годах мне посчастливилось участвовать в
конкурсе в качестве члена жюри.
"Чем является для Вас конкурс?" - этот вопрос часто задавали члены жюри конкурсантам. Я тоже хочу на него ответить. Для
меня конкурс «Воспитатель года» - это открытие. Я открываю
для себя новых талантливых людей, новые идеи, новые эмоции.
В первом туре очно-заочного этапа были оценены «Интернет-ресурсы» конкурсантов: личные блоги, сайты, странички на сайтах ДОО, интернет-сообществах, где педагоги размещают методические и авторские разработки, отражающие опыт работы и демонстрирующие качество представления образовательной информации в сети Интернет.
Второе задание первого тура «Педагогическое мероприятие с детьми», где оценивалась методическая компетентность, умение заинтересовать группу, оригинальность организации и выбора содержания образовательной деятельности, учет, поддержка инициативности детей и общая культура педагога.
2 тур. Первое задание «Педагогический экспромт».
От предыдущего испытания отличается тем, что конкурсант заранее не знает, какой предмет ему достанется (белый лист бумаги, пустая коробка, связка ключей и т.п.) и какой вид деятельности он должен будет организовать с детьми. Подготовка 10 минут. А дальше все зависит от профессионализма, владения методами и приемами и, конечно же, от ее Величества Удачи!
2 тур. Второе задание «Творческая презентация»
Творческая презентация должна была отразить научность, новизну опыта работы педагога, практическую значимость. Оценивалась логичность построения выступления, оригинальность подачи материала, общая культуры педагога.
3 тур. Первое задание «Мастер-класс».
Мастер-класс продемонстрировал педагогическое мастерство конкурсантов, их умение взаимодействовать с группой педагогов. В этом испытании, тему которого участники выбирали самостоятельно, они продемонстрировали конкретный методический прием, метод, технологию воспитания, обучения, развития и оздоровления, отражающие современные тенденции дошкольного образования.
3 тур. Второе задание «Круглый стол».
«Круглый стол» стал завершающим этапом конкурса. Обсуждалась тема «Дошкольная образовательная организация сегодня». Ключевые вопросы раскрывали более подробнее те изменения, которые произошли в ДОО в условиях введения ФГОС ДО. Конкурсанты показали свое видение на современные проблемы дошкольного образования. В ходе активной дискуссии, определили векторы профессионального развития современного педагога.
А сейчас немного о конкурсе, который завершился вчера.
Для участия в конкурсе "Воспитатель года города Краснодара -2015" заявку подали 124 воспитателя. После тестирования борьбу продолжили 30 самых талантливых и профессиональных педагога. Следует отметить, что в отличие от прошлых лет, в конкурсе участвовали не только воспитательницы-представительницы прекрасного пола, но и впервые за всю историю муниципального конкурса, в конкурсных испытаниях принял участие «усатый нянь». В первом туре очно-заочного этапа были оценены «Интернет-ресурсы» конкурсантов: личные блоги, сайты, странички на сайтах ДОО, интернет-сообществах, где педагоги размещают методические и авторские разработки, отражающие опыт работы и демонстрирующие качество представления образовательной информации в сети Интернет.
Второе задание первого тура «Педагогическое мероприятие с детьми», где оценивалась методическая компетентность, умение заинтересовать группу, оригинальность организации и выбора содержания образовательной деятельности, учет, поддержка инициативности детей и общая культура педагога.
Строгое, но справедливое жюри.
После первого тура в конкурсе осталось 12 конкурсантов.
От предыдущего испытания отличается тем, что конкурсант заранее не знает, какой предмет ему достанется (белый лист бумаги, пустая коробка, связка ключей и т.п.) и какой вид деятельности он должен будет организовать с детьми. Подготовка 10 минут. А дальше все зависит от профессионализма, владения методами и приемами и, конечно же, от ее Величества Удачи!
Творческая презентация должна была отразить научность, новизну опыта работы педагога, практическую значимость. Оценивалась логичность построения выступления, оригинальность подачи материала, общая культуры педагога.
По итогам 2-го тура осталось 6 финалистов.
Мастер-класс продемонстрировал педагогическое мастерство конкурсантов, их умение взаимодействовать с группой педагогов. В этом испытании, тему которого участники выбирали самостоятельно, они продемонстрировали конкретный методический прием, метод, технологию воспитания, обучения, развития и оздоровления, отражающие современные тенденции дошкольного образования.
«Круглый стол» стал завершающим этапом конкурса. Обсуждалась тема «Дошкольная образовательная организация сегодня». Ключевые вопросы раскрывали более подробнее те изменения, которые произошли в ДОО в условиях введения ФГОС ДО. Конкурсанты показали свое видение на современные проблемы дошкольного образования. В ходе активной дискуссии, определили векторы профессионального развития современного педагога.
Конкурс завершился. Подведены итоги: обладателем «Хрустального пеликана стал Игорь Сергеевич Кондратенко (МБДОУ № 24) II место заняла Ольга Николаевна Бережная (МБДОУ № 208) III место - Ольга Константиновна Иващенко (МБДОУ № 48).
Поздравляю с ПОБЕДОЙ всех участников конкурса! Здесь нет проигравших. Даже кто не дошел до финала, тоже победитель - победитель над своими страхами, неуверенностью, смущением. Конкурс, по большому счету, стал для всех хорошей профессиональной школой, отправной точкой для старта и рождения новых идей.
На небосклоне «Детсадовской страны» зажглись новые молодые «звезды»….
Помните у В.В.Маяковского:
Помните у В.В.Маяковского:
Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — кто-то хочет, чтобы они были?
Информация о конкурсе "Воспитатель года города Краснодара-2015"
в блоге призера конкурса Ольги Бережной
"Страна детства"
Информация о конкурсе "Воспитатель года города Краснодара-2015"
в блоге призера конкурса Ольги Бережной
"Страна детства"
Добрый вечер, Татьяна Васильевна! Спасибо большое за экскурс в историю конкурса, интересный рассказ и замечательные фотографии о нынешнем конкурсе.
ОтветитьУдалитьДобрый вечер, Ольга Анатольевна! Конкурс был очень интересным. Жаль, что его не все смогли посмотреть. Хотелось еще много о нем рассказать.
УдалитьТатьяна Васильевна, интересно было узнать о том, как проходил конкурс ранее и о его первых звездочках. Сколько прошло времени, но актуальность и поиск новых талантов остается актуален. Особенно сейчас, когда система образования меняется, на дошкольное образование стали больше обращать внимание. Педагогическая компетентность растет и проблема педагогических кадров становится как-никогда очень важна.
ОтветитьУдалитьС Вашего разрешения, сделаю ссылку, на еще одни взгляд члена жюри :)
Спасибо, Виктория Александровна! Я старалась, но концовку немного скомкала. Завтра доработаю. Мне будет очень приятно, если Вы дадите ссылку на мой пост. Будем сообща поднимать престиж профессии воспитателя детского сада.
УдалитьЗдравствуйте, Татьяна Васильевна. С большим интересом прочитала Ваш пост об истории конкурса. Вы совершенно правы - это праздник общения и педагогического единения. Сколько интересных идей, форм общения с детьми, замечательных людей на этом конкурсе. Я, как участница конкурса, испытала фейерверк эмоций, получила незабываемые впечатления и стимул к дальнейшему развитию.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Ольга Николаевна! Я очень рада с Вами познакомиться. Вы талантливый молодой современный педагог, мастер своего дела. Ваша ПОБЕДА в конкурсе по праву заслужена. Главное, не останавливайтесь на достигнутом. Желаю удачи! Разрешите мне сделать ссылку на Ваш пост о конкурсе?
УдалитьСпасибо за добрые пожелания, Татьяна Васильевна! Конечно, Вы можете сделать ссылку на мой пост.
ОтветитьУдалитьВсегда было интересно увидеть процесс конкурса изнутри.Вы, Татьяна Васильевна, очень интересно и содержательно описали этот творческий и такой сложный процесс. С каждым годом, на мой взгляд, конкурс "Воспитатель года" предлагает всё более высокопрофессиональный состав конкурсантов с огромным творческим потенциалом, педагогов - новаторов. Спасибо Вам за интересный экскурс в историю конкурса. Многое ранее было мне незнакомо. Ваша статья будет не только интересна коллегам, но и полезна. Благодарю Вас за этот труд.
ОтветитьУдалитьАлла Анатольевна, спасибо большое за комментарий. Ваше мнение для меня очень важно.
УдалитьЗдравствуйте, Татьяна Васильевна! С огромным удовольствием окунулась ещё раз в атмосферу конкурса "Воспитать года"... Очень заинтересовал символ конкурса - а Вы не знаете, кто его придумал? Было интересно посмотреть на справедливое жюри, ведь там я увидела знакомую мне Викторию Александровну... Спасибо Вам за такое информативное сообщение!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Лилия Павловна! Спасибо, что зашли на мой скромный блог. Вы имеете в виду эмблему «Жемчужина в раковине»? На самом деле, история ее создания интересная. Имя автора идеи нигде не упоминается. Жемчужина в раковине - символ чистоты и совершенства, зарождающейся и формирующейся жизни. А вот авторами создания логотипа являются дети. В ее основу легли детские рисунки. При изготовлении использовались разные техники: простой рисунок, метод наложения и сложения, работа по образцу, аппликация и печатная графика.
ОтветитьУдалитьСпасибо! Я и не знала...
УдалитьКраевой конкурс не справедливый. Жюри заранее продвигают уже выбранных участников. К сожалению у нас в России это действительность.
ОтветитьУдалить