пятница, 19 июня 2015 г.

Любимые игры нашего детства, о которых не знают современные дети

Люди, чьё детство проходило в 60-х, 70-х, 80-х, с любовью вспомнят игры, в которые они играли всем двором. Современные дети наверняка даже не слышали об этих развлечениях, их и во дворе не часто встретишь. Как, это не печально, но главное развлечение детей 21 века - компьютерные игры.                     Давайте вспомним игры нашего детства, которые бесследно исчезли, оставшись лишь приятным воспоминанием.
Наше детство проходило на улице  во дворе, в большой компании девчонок и мальчишек разных возрастов. Мы постоянно занимали себя сами, играли в разные игры. Сейчас во дворах таких компаний практически нет, да и дети гуляют гораздо меньше.
Мы играли, поделившись на команды, играли с мячом, парами, небольшими группами, знали огромное количество разных игр. Это знание как раз и передавалось от старших детей к младшим. Сейчас, глядя на эти игры глазами взрослого человека, я вижу, как много теряют наши дети, если они  лишены таких игр.
      Я с удовольствием хочу рассказать о  нескольких  самых любимых играх моего детства.
Уточнить правила игр мне помогли материалы сайта «Игры нашего двора» http://www.kis-brys.ru/.
                                       «Съедобное - несъедобное»

                    
Игру, как обычно, начинаем с выбора ведущего.
Все игроки становятся в круг.
Ведущий кидает мяч любому игроку и одновременно называет какой-либо предмет. Если «это» съедобное - игрок должен поймать мяч. Если несъедобное - отбить его.
Если кто-то «съел» несъедобное, он становился ведущим.
Конечно, игра интересна при большой скорости кидания мяча и загадывания слов, причем задача ведущего - как можно быстрей запутать игроков.
                                            «Разрывные цепи»
Игроки делятся на две команды. Становятся шеренгами, взявшись за руки, друг напротив друга (на расстоянии примерно 10-15 метров).
Одна команда кричит хором:
          «Цепи-цепи кованы, раскуйте нас!»
Команда напротив спрашивает:
          «Кто из нас?»
«Закованные» называют имя игрока из команды противников. Выбранный пытался с разбегу разорвать живую цепь (важно выбрать «правильное место», которое кажется «слабым звеном»). Если удается разорвать цепь - игрок возвращается в свою команду, и забирает с собой одного из двух «расцепленных» товарищей. Если же нет - игрок становился в команду как раз между «звеньями», которые пытался разорвать.
Второй вариант присловки для игры:
"Вожатый-вожатый, подай пионера!"
"Кто из нас?"
и дальше все как обычно...
                                                         «Салки (латки)»
Салки (латки) обычные
По считалке, как обычно, выбирается водящий («салка»). Условно устанавливается площадка, на которой играют (например, нельзя выбегать за пределы школьного двора или огороженной детской площадки). Все разбегаются по площадке, водящий объявляет «Я - салка!» и начинает догонять всех игроков. Кого догонит и "осалит" (дотронется), тот становится «салкой», громко объявляет об этом, и начинает догонять игроков. Продолжаем до бесконечности

«Тише едешь-дальше будешь»
Выбирается один водящий (как обычно, считалочкой).
На земле отчерчиваются мелом две полосы на расстоянии примерно 50 метров (тут уж - насколько позволяет двор или свободное пространство).
Все игроки становятся с одной стороны «дороги», водящий - с другой стороны, и поворачивается ко всем спиной. Водящий произносит:
«Тише едешь-дальше будешь. Стоп».
Фразу можно произносить как угодно - намеренно затягивая слова, всё предложение, или например начинать медленно и затем резко и быстро заканчивать ее - в общем, привносить элемент неожиданности в игру  В это время все игроки пытаются как можно дальше пробежать-пройти к финишу, на слове «стоп» замирают. После слова СТОП водящий оборачивается. Если он увидел движение какого-то игрока (кто не успел замереть, или остановиться из-за скорости разгона) - тот выбывает из игры. Побеждает тот, кто первым доберется к финишу и дотронется до водящего - он занимает его место, и игра начинается сначала.
                                                         «Прятки»
Простая и увлекательная игра. Играли в любое время года и практически в любом месте (двор-дом-школа - где угодно).
Начинается игра с определения водящего. Для этого можно использовать любые считалочки, или вспомнить, кто в прошлый раз был проигравшим (он и водит). Водящий становится лицом к стене (дереву/столбу/забору) и начинает громко считать до 50. Когда счет закончился, кричит:
«Раз-два-три-четыре-пять, я иду искать.
Кто не спрятался - я не виноват!»
Открывает глаза и идет искать спрятавшихся. Когда заметил кого-то - бежит обратно к той самой стене/дереву/столбу/забору, стучит и громко кричит: «Стук-стук за себя, пара-выра за себя». 
Собственно, задача водящего - всех «застукать», задача спрятавшихся - вовремя заметить что его нашли или что водящий отвлекся-отвернулся, и попытаться добежать к стене первым. Тот, кто успевает раньше водящего - считается «незастуканым» и ждет пока найдут остальных. Кого «застукали» первым - становится водящим в следующей игре.
Те, кого застукали раньше, иногда развлекались и помогали оставшимся в укрытиях, громко крича: «Топор-топор, сиди как вор и не выглядывай во двор» - это означает, что сейчас неудачный момент для того чтобы попытаться выскочить и «застукаться».
Еще могли кричать: «Пила-пила, лети как стрела» - это означало, что  ушел далеко в сторону и спрятавшийся может успеть «застукаться», если прямо сейчас выбежит из укрытия.
Конечно же, иногда эти присказки наоборот мешали играть игрокам (некоторые специально кричали не то что нужно и «подставляли» ничего не подозревающих игроков в укрытиях). Иногда мешали и ведущему (перед началом игры прятавшиеся специально договаривались не слушать подсказки, а путать ими ведущего).
                                                   «Вышибалы»
Для игры в вышибалу необходима достаточно просторная ровная площадка и мяч среднего размера.  Играть в нее можно компанией от трех человек, но гораздо интересней играть большой компанией. Тогда от мяча сложней увернуться, и особо хитрые могут прикрываться соседями.
«Вышибалы» (двое выбираются считалкой или добровольно) встают с двух сторон площадки, расстояние от одного до другого зависит от ширины площадки или просто от настроения. «Вышибаемые» встают в центре. Задача вышибающих: перебрасываясь мячом, попасть им в вышибаемых игроков. Те, в свою очередь, должны пытаться увернуться.  Игрок, которого вышибли, выбывает из игры (отходит в сторонку). Но его могут «спасти» его товарищи, если им удастся поймать мяч в руки. Ловить мяч можно только на лету, ни в коем случае не от земли. Кто поймал мяч от земли - выбывает. Если выбиты несколько человек, то игрок поймавший мяч, сам выбирает из них того, кому следует вернуться в игру. Когда в команде «вышибаемых» остается один игрок, то он должен увернуться от мяча столько раз, сколько ему лет. В случае удачи вся его команда возвращается в игру, в противном случае команды меняются местами.
                                                «Штандер-стоп»
Для игры нужно не меньше 4 игроков и мяч.
Выбираем водящего. Он берет мяч в руки и становится в центр круга, который образуют остальные игроки. Водящий подбрасывает мяч и называет имя любого игрока (например, «Штандер-Таня»). Тот, чье имя назвали, должен поймать мяч, в это время все остальные разбегаются как можно дальше от него. Как только мяч пойман, игрок кричит: «Штандер-стоп!»
Все замирают на месте.
Игрок с мячом выбирает любого игрока, до которого ему нужно будет дотронуться мячом.
Дальше игрок начинает говорить, сколько и каких шагов ему понадобится для того чтобы достать до игрока.
Шаги были такие:
- гигантские - шаг на весь размах ноги
- человеческие - обычные шаги
- лилипутские - когда пятка одной ноги ставится сразу перед носком другой
- муравьиные - на носочках делают маленькие шажки (один шажок сразу перед другим)
- зонтики - кружок вокруг себя на одной ноге
- утиные - шаги вприсядку
- лягушка - прыжок
- верблюжьи - нужно было шагать туда, куда доплюнул
Интересно, конечно, было назвать кучу «развлекательных» шажков, чтоб было веселее. Например, говорилось: «До Кати 7 гигантских, три зонтика, два лилипутских...» После того, как названы все шаги, игрок с мячом выполняет их и должен кинуть мяч в сторону загаданного игрока. Если игрок мяч поймал или увернулся, водящий снова подкидывает мяч вверх и все повторяется сначала. Если попал, то игрок становится водящим.
                                                «Я знаю пять имен»
Для игры нужен мяч и компания    
Сначала определяется очередь играющих.
Первый играющий берет мяч, держа его в руках, произносит считалку: «Я знаю одно имя девочки», ударяет мячом о землю и называет имя. Далее тот же игрок продолжает:
- Я знаю одно имя мальчика
- Я знаю один цвет
- Я знаю одно животное
- Я знаю одно название города
Когда все считалки произнесены, тот же игрок продолжает, но уже с другой считалкой: «Я знаю два имени девочки». При этом мяч нужно чеканить о землю ладонью и на каждый удар называть по одному имени (названию).
Играют в игру до десяти – «Я знаю десять имен девочек» и т.д.
Если в процессе отбивания мяча игрок не успел назвать очередное имя либо не попал по мячу - игра переходит к другому игроку, по очереди. Когда мяч сделает круг и возвращается к игроку, игра для данного игрока возобновляется с того места, где он прервался.
Победителем в игре считается тот, кто первым добрался до последней считалки «Я знаю десять названий городов» и выполнил ее.

                                                            «Классики» 
Для игры понадобится нарисовать мелом на асфальте фигуру с квадратами.
Верхний полукруг называется «котел». Также нужно найти биту - это может быть камушек среднего размера, баночка из-под крема для обуви или конфет (в них для весу можно насыпать песок или землю).

Игроки намечают очередь (кто за кем). Дальше первый игрок кидает биту на первый квадрат и прыгает туда.
 Прыгаем на одной ноге на 1, потом 2, потом сразу двумя ногами на 3-4, одной на 5, двумя на 6-7, одной на 8, двумя на 9-10, поворачиваемся на 180%, при этом оказываясь вновь двумя ногами на 9-10, и обратно тем же ходом.
Дальше кидаем на 2 квадрат (это – «второй класс») и снова прыгаем сначала. И так далее, кидая биту все дальше и дальше, но всегда начиная прыгать с первого квадрата. На «обратном пути» нужно наклониться и поднять свою биту (если в этот момент игрок стоит на одной ноге, нужно все равно наклониться - тут главное не потерять равновесие). Если не попадаем битой в нужный квадрат, происходит переход хода - прыгает следующий игрок. Выигрывает тот, кто первый «осилит» 10 (десятку). Если бита вдруг попадает в «котел», то сгорает один «класс» (надо будет кидать биту на 1 квадрат меньше, чем до этого «набрали»).
                                                    «Резиночка»
Для игры нужно 3-4 участника и та самая резиночка длиной не меньше 4 метров.
Можно было играть и вдвоем и даже одному (в этом случае резинка обычно разрезалась и одним или двумя из участников, держащих резиночку, становилось дерево или столб). Можно было играть и компанией больше 4 человек, но в таком случае кому-то придется ждать.
Правила игры в резиночку:
Два игрока становятся «в резиночку». Один игрок прыгает (выполняет ряд упражнений) - по очереди на всех уровнях. У нас обычно каждое упражнение выполнялось на всех уровнях по очереди, после чего переходили на следующее упражнение и начинали его прыгать с 1 уровня - так игра была разнообразнее.  Иногда прыгалось по-другому - все упражнения сразу выполнялись сначала на 1, затем на 2,3 и так далее уровнях. На 5-6-7 уровнях сложные упражнения отменялись.
Уровни игры в резиночку:
- первые - когда резинка находится на уровне щиколоток держащих
- вторые - резинка на уровне колен
- третьи - резинка на уровне бедер
- четвертые - резинка на уровне пояса
- пятые - резинка на уровне груди
- шестые - резинка на уровне шеи
- и даже седьмые - резинка держалась руками на уровне ушей.


 Мамы и папы, бабушки и дедушки, оторвите ваших детей от компьютеров! Отложите ваши дела хотя бы не на долго! Подарите ребёнку волшебные минуты общения с Вами, поиграйте с ним!
Кто, если не мы, сейчас введем ребёнка в мир добрых, веселых,шумных, командных   игр?     Научим его ловкости, смелости, умению побеждать и достойно проигрывать, готовности отвечать за свои поступки,  думать о ближнем, терпеть боль, исправлять свои ошибки и радоваться жизни.



10 комментариев:

  1. Здравствуйте, Татьяна Васильевна! Как же здорово было проводить детство на улице, помню бегали с самого утра, до вечера :) все игры очень знакомы! Я и сейчас иногда встречаю, девчонок прыгающих через резиночки, редко конечно, но вижу! И казаки-разбойники присутствуют в играх у детей (судя по стрелочкам). Татьяна Васильевна, а вы меня вспомнили? Мы с Вами были в одной группе жюри на Воспитатель года 2014))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Виктория Александровна! Конечно же я помню нашу совместную (очень нелегкую) работу в составе жюри конкурса. У меня на странице "Что? Где? Когда?" даже есть фото. Очень приятно было с Вами познакомиться и сейчас очень приятно общаться.

      Удалить
    2. Татьяна Васильевна :) Очень хорошо помню конкурсантку, ее занятие, а во что меня так радовало в тот момент я не помню))) у Вас ведь очень серьезные лица :)) Утащила фотографию в свой архив, не обидитесь?

      Удалить
    3. Конкурсантки были замечательные. Поэтому и лица серьезные. Для меня всегда очень трудно сделать выбор. Не хочется кого-то обидеть. Участвовать в таких конкурсах очень трудно. Я всегда ставлю себя на их место. Держались девчонки очень достойно.
      Мы в январе с Анной Николаевной пережили краевой конкурс. Это мероприятие отняло у меня пол жизни. Во-первых, времени для подготовки было очень мало. Конкурс начался с 20 чисел января. Все зимние каникулы пошли на подготовку. Последовательность конкурсов: сайты (мы сделали совершенно новый на стартовской платформе), педагогический экспромт, мастер-класс, занятие с детьми. Участников было, уже не помню, более 50. После экспромта попали в 15 финалистов. Мастер-класс был одним из лучших. Срезались на занятии. Использовали игры Воскобовича, и не учли, что дети, которые были на занятии, их не знают. Вывод: брать материал и задания попроще. В общем, все позади. Все живы и здоровы.

      Удалить
  2. Татьяна Васильевна, игры нашего детства были одинаковыми)) Очень полезный пост, и такие картинки удачные подобрала - "Вышибалы" просто супер!))
    У Тамары Степановны на такую же тему - Детская игра - настоящее, прошлое, будущее

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Анатольевна, спасибо за ссылку на статью Тамары Степановны. Сожалею, что не увидела ее раньше. Прочитала несколько раз. Очень интересная статья. Обязательно напишу комментарий.

      Удалить
  3. Воспоминания о детстве, как замечательно! А с улицы нас родители не могли дозваться домой, несколько раз звали, а сейчас из дома не выгонишь. Как все поменялось!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Детство от нас не уходит,
      Детство всегда вместе с нами,
      Те, кто от детства уходят,
      С детства живут стариками.
      Детство от нас не уходит
      Детство живет в нас всегда,
      Просто из детства уводит
      Жизни сует-суета.


      Удалить
  4. Татьяна Васильевна, искренне рада быть знакомой с Вашим блогом. Иду читать дальше!

    ОтветитьУдалить
  5. Здравствуйте, Анна Борисовна! А я искренне рада, что Вы обратили на него внимание! Мой, так называемый блог, еще и блогом назвать нельзя. Мне еще многому надо учиться. Я давно слежу за Вашим блогом. Все никак не решаюсь оставить комментарий. Поражаюсь, как Вы успеваете при такой занятости вести такой интересный, содержательный блог. Надеюсь на дальнейшее общение!

    ОтветитьУдалить