среда, 27 января 2016 г.

Азбука Краснодара от А до Я для детей и взрослых

Здравствуйте, уважаемые  читатели блога, коллеги!  В рамках моего участия в галерее «Любимый город детям», автором идеи и создателем которой является  Бакулевич Ольга Анатольевна, блог «Солнышко всердце», я представляю проект «Азбука Краснодара от А до Я для детей и взрослых». 

Работа над проектом только началась. На данный момент  создан макет АЗБУКИ, где каждая буква соответствует достопримечательностям Краснодара, объектам архитектуры, культуры, природным объектам и т.д, с которыми мы познакомим детей старшего дошкольного возраста в рамках данного проекта.

Почему  именно АЗБУКА?  Идея ее создания не нова. Воспитателям ДОУ и учителям начальных классов известна книга «Кубанская азбука для детей и их родителей» /Сост. О.А. Хамцова, 2007, которая входит в перечень учебных пособий по курсу «Кубановедение».  

 Яркие иллюстрации, замечательные стихи Анатолия Мовшовича знакомят детей не только с азбукой, но и с природой, историей Кубани, а также с людьми, много сделавшими для развития края.  Этот принцип будет заложен  и в «Азбуке Краснодара».   По каждому разделу АЗБУКИ подбирается информация для педагога, методические рекомендации по ознакомлению детей дошкольного возраста с тем или иным объектом родного города, формы и приемы работы с детьми 5-7 лет.   
Методика ознакомления детей старшего дошкольного возраста с родным городом.
(«Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования» / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. - СПб.:ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2014. Примерная парциальная программа «Детство с родным городом»)
Задачи образовательной деятельности:
- Развивать у старших дошкольников интерес к родному городу, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего.
- Развивать способность чувствовать красоту природы, архитектуры своей малой родины и эмоционально откликаться на неё.
- Содействовать становлению желания принимать участие в традициях города и горожан, социальных акциях.
- Развивать чувство гордости, бережное отношение к родному городу.
- Познакомить детей с жизнью и творчеством некоторых знаменитых горожан.
Содержание образовательной деятельности:
- У родного города  есть свое название (имя), которое рассказывает о важном для людей событии, которое произошло в прошлом или о знаменитом человеке.
- Город выполнял раньше и выполняет в настоящем разные функции, у каждого города есть свои главные функции. О функциях города рассказывают архитектурные сооружения, названия улиц и площадей. Об истории родного города и жизни горожан рассказывают дома, их облик, декоративное убранство, городская скульптура. Малая родина хранит память о знаменитых россиянах - защитниках Отечества, писателях, художниках.
- В городе  трудятся родители. Люди берегут свою малую родину, создают и поддерживают традиции.
Организация опыта освоения программы:
- Учитывая предпочтения детей в познании скульптурного облика города, его функций привлекать дошкольников к рассматриванию иллюстративного материала, слайдов отображающих основные функции родного города,
сооружения архитектуры и скульптуры (защитно-оборонительная, торговая, промышленная, функция отдых и развлечения).
- Поддерживать проявления интереса детей к малой родине в вопросах, играх, рассматривании книг, слушании историй, рисовании и конструировании. Рассказывать детям сюжетные истории о жизни города, об архитектурных сооружениях и событиях, связанных с осуществлением их функций.
- Использовать плоскостное моделирование архитектурных сооружений и их частей (например, крепости, площади), прорисовывать и размещать архитектурные сооружения на детализированной карте города, принимать участие в играх в «город-мечту» (что могло бы здесь находиться и происходить).
- Используя проектную деятельность, проблемные ситуации и поисковые вопросы стимулировать проявления любознательности детей, самостоятельный поиск информации (найти интересный факт, новую иллюстрацию).                               -Стимулировать выдвижение детьми гипотез и предположений, связанных с функцией элементов архитектурного убранства города, значения символов в городской среде.
- Вовлекать детей в игры-путешествия по родному городу, проведение воображаемых экскурсий, побуждать задавать вопросы о городе, использовать имеющуюся информацию.
- Способствовать развитию творческого воображения детей на содержании освоенного краеведческого материала в ходе участия в играх-фантазиях, сочинения загадок, изобразительной деятельности.
- Стимулировать детей к собиранию коллекций, связанных с образами родного города (фотографии, символы, изображения знаменитых людей).
- Организовывать участие детей в жизни родного города: традициях, праздниках, содействовать эмоциональной и практической вовлеченности детей в события городской жизни.
Итоги освоения содержания программы (Достижения ребенка)
ü У ребенка преобладает эмоционально-положительное отношение к малой родине, он хорошо ориентируется в ближайшем к детскому саду и дому окружении, правилах поведения в городе.
ü Ребенок проявляет любознательность по отношению к родному городу, его интересует, почему город устроен именно так, обращает внимание на эстетическую среду города.
ü С удовольствием включается в проектную деятельность, связанную с познанием малой родины, в детское коллекционирование.
ü Ребенок проявляет начала социальной активности: участвует в социально значимых событиях, переживает эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами горожан, стремится выразить позитивное отношение к пожилым жителям города.
ü Отражает свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности (рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т.д.).

5 комментариев:

  1. Татьяна Васильевна, добрый вечер! С большим интересом ознакомилась с планом проекта, это будет еще один необычный подход по ознакомлению детей с родным городом! Буду ждать первых сообщений на буквы!)) Спасибо за участие в галерее "Любимый город - детям"!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Анатольевна! Информации собрала уже много. Теперь это необходимо все переработать. К сожалению, времени мало. Вот сейчас немного загрипповала, время появилось. Работа интересная. Посмотрим, что получится?

      Удалить
  2. Отправляюсь знакомиться с "Азбукой")))Уверена, там так интересно!!!

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо, Анна Борисовна! Буду стараться, чтобы и конечный результат был не менее интересным.

    ОтветитьУдалить
  4. Очень интересная идея, прекрасный план!

    ОтветитьУдалить