суббота, 31 октября 2015 г.

Конкурс «Воспитатель года», или конкурсные заметки члена жюри


       Эта неделя выдалась для многих педагогов-дошкольников Краснодара сложной, волнительной, и в тоже время, яркой и  незабываемой.  Пять дней, с 26 по 30 октября, проходил  очередной профессиональный конкурс «Воспитатель года города Краснодара- 2015».  О конкурсе уже рассказала в  своем  блоге "Адвокат" детской души"  моя коллега, член жюри конкурса Виктория Александровна Свиридова.

      Конкурс! Конкурс! Конкурс!  (Ко́нкурс (лат. concursus) — соревнование, соискательство нескольких лиц в области искусства, наук и прочего, с целью выделить наиболее выдающегося (или выдающихся) конкурсанта-претендента на победу. Материал из Википедии — свободной энциклопедии)     
        При звуке этого слова у каждого возникают свои ассоциации. Для одних конкурс - это шоу, для других - заранее предусмотренная победа определенных лиц, для третьих - вообще не соревнование, а просто фестиваль педагогических идей, и это не самый плохой вариант. Точек зрения множество. И только те, кому посчастливилось пережить и радость победы, и горечь неудачи, понимают через некоторое время, что это замечательный педагогический праздник - праздник общения и педагогического единения.
       Немного  истории.
       Конкурс «Воспитатель года», пожалуй, один из самых молодых на всероссийском уровне. Но, несмотря на столь «детсадовский» возраст, у него уже есть история, говоря о которой, нельзя не вспомнить его старшего брата – конкурс «Учитель года».
        Профессиональные педагогические конкурсы зародились в России в 20-е годы прошлого столетия. В 1923 году газета «Правда» совместно с Наркомпросом организовали Всероссийский конкурс на лучшего учителя.
        В объявлении о конкурсе разъяснялось, что лучшим учителем нужно считать учителя, который «сумел при чрезвычайно тяжелых условиях сохранить школу, научил детей любить школу, связал школу с производством, принимает активное участие в общественной жизни, борется с религиозными предрассудками, помогает изгонять самогон и пьянство, помогает организовать кооператив, показывает лучшие способы ведения хозяйства» («Правда» №65 от 24 апреля 1923 года.)
       Особое развитие педагогическое конкурсное движение получило в 80-е годы 20 столетия. В 1990 и 1991 годах по инициативе «Учительской газеты»  проводится конкурс «Учитель года СССР»  (по аналогии конкурса «Национальный учитель года США», который проводится с 1944 года).       
        Символом конкурса становится «Хрустальный пеликан».


       Почему пеликан?.....   
Легенда о птице Пеликан:
        «Некогда в цветущей долине Нила древнего Египта наступила страшная засуха. Стали погибать животные, растения. Цветущая долина вмиг стала превращаться в пустыню. Умирали от жажды только что вылупившиеся птенцы птицы пеликан. И тогда, чтобы спасти своих детёнышей, птица пеликан разорвала себе грудь и напоила своей кровью».
       С тех пор эта птица стала символом жертвенности и заботы о подрастающем поколении.
        С 1992 года конкурс получил статус Всероссийского и название «Учитель года России».
         В  2009 году Минобрнауки России, профсоюз совместно с партией «Единая Россия» и Союзом женщин России, впервые за последние 80 лет провели Всероссийский форум работников системы дошкольного образования. Участники форума  обозначили проблемы, стоящие перед системой дошкольного образования и внесли предложения по ее развитию.
       Здесь же, на форуме, остро прозвучал и вопрос повышения статуса работников дошкольного образования, необходимости формирования в обществе позитивного отношения к профессии воспитателя. Большие нарекания были высказаны в адрес СМИ, которые это общественное мнение и формируют. Участники отмечали, что пресса и телеканалы зачастую позиционируют детский сад как место, где собраны взяточники, где организация содержания и обучения детей находится на низком уровне, а воспитатели низкокультурные, безграмотные тетеньки, собранные из бывших союзных республик в так называемые педколлективы по одному принципу - лишь бы согласились работать за столь низкую зарплату.       
       Единственно в чем правы журналисты, соглашались участники форума, это в отношении заработной платы работников ДОУ. Она действительно чрезвычайно низкая и не соответствует ни уровню выполняемой работы, ни требованиям, которые стоят перед ДОУ. И проблемы в содержании и обучении тоже есть, но не по вине педколлективов...
         Идея проведения Всероссийского конкурса «Воспитатель года» возникла в профсоюзе в том числе и из-за желания защитить честь и достоинство работников ДОУ, представить общественности высокий профессиональный уровень работников детских садов и привлечь внимание к проблемам, которые есть в системе дошкольного образования. Но конкурс - это еще и часть системы повышения квалификации педагогических работников, предоставление возможностей для их профессионального и личностного роста, площадка для обмена опытом работы. Поэтому сразу же после форума, получив поддержку Минобрнауки России, в Общероссийском профсоюзе образования приняли решение учредить и провести в 2010 году Всероссийский профессиональный конкурс «Воспитатель года». Провести именно в Год учителя, показав тем самым, что дошкольное образование часть общей системы и что учитель, педагог заслуживает внимания и почтения вне зависимости от того, где он работает - в садике, школе или вузе. (Материалы из статьи Елены Елшиной, члена жюри первых конкурсов «Воспитатель года», опубликованной в  «Учительской газете» №42 от 16 октября 2012 года.)
        Первый конкурс стартовал в ноябре 2010 года в Подмосковье.
Логотип Всероссийского конкурса «Воспитатель года» - «Жемчужина в раковине», в основу которого легли  детские рисунки и надписи. 

Главный приз конкурса - «Хрустальная жемчужина».



     Конкурс утвердился как федеральное мероприятие, и с 2012 года проходит в столице РФ.
        Конкурс «Воспитатель года Кубани» проводится  с 2004 года. Победитель получает главный приз  - «Садовницу»
Логотип конкурса:

     Девиз конкурса: «Ребенок - парус в XXI век, а педагог ему - попутный ветер».
      В Краснодаре конкурсное движение дошкольников начинается еще с конца 90-х. (Если у кого есть другая информация, прошу меня поправить). Эти конкурсы напоминали, скорее, конкурсы художественной самодеятельности, творчества.  Первую информацию  в интернете  о конкурсе «Воспитатель года - 2003 города Краснодара»  я нашла на сайте «Российская информационная сеть»
     Но, пожалуй, одним из первых самых серьезных конкурсов, на мой взгляд,  стал конкурс  «Воспитатель года-2008». Конкурсные испытания проводились в детских садах ЮМР, в том числе и в 115 детском саду. Мы были свидетелями появления нового поколения современных молодых воспитателей - «звездочек» дошкольного образования.
(фото из личного архива)

      Вы узнаете на этом фото Илюхину Юлию Валерьевну (ныне заведующий кафедрой  развития ребенка младшего возраста  ИРО Краснодарского края)? В 2008 году она  стала победителем городского и краевого конкурсов «Воспитатель года».  В этом же году воспитатель нашего детского сада Переяслова Татьяна Владимировна тоже стала лауреатом.
      В 2010 году лучшим воспитателем года стала молодой воспитатель детского сада  №126 Елизавета Леонидовна Заморина. В этом же году  на  II Всероссийском конкурсе "Воспитать человека" она стала абсолютным победителем в номинации "Лучший воспитатель дошкольного образовательного учреждения". Сейчас Елизавета Леонидовна Накорякова (Заморина) - молодой талантливый руководитель МАДОУ №171 "Алые паруса", который гостеприимно распахнул двери для участников конкурса "Воспитатель года города Краснодара-2015".




      Год за годом конкурс взрослеет, становится популярным.
Дошкольники Краснодара поддержали традицию учителей, выбрав главным символом воспитательского конкурса тоже пеликана. На баннере, украшающем главную сцену конкурса, изображена счастливая семья пеликанов- мама-пеликан с 3-мя птенцами. 

         Переходящим призом «Хрустальным пеликаном» награждается победитель конкурса. Эта священная птица «обитает» в дошкольной организации, где работает победитель, дожидаясь  следующего достойного обладателя главным призом.
     В 2014 году обладателем "Хрустального пеликана" стала Шабаева Анна Николаевна, воспитатель МБДОУ №115. На этом фото мы прощаемся с Пеликаном. Через час он "улетит" в другой детский сад.....


       В 2010,  2011, 2014, 2015  годах мне посчастливилось участвовать в конкурсе в  качестве члена жюри.
    "Чем является  для Вас конкурс?" - этот вопрос часто задавали члены жюри конкурсантам. Я тоже хочу на него ответить. Для меня конкурс «Воспитатель года» - это  открытие. Я открываю для себя  новых  талантливых людей, новые  идеи,  новые эмоции.
А сейчас немного о конкурсе, который завершился вчера.
            Для участия в конкурсе  "Воспитатель года города Краснодара -2015"  заявку подали 124   воспитателя. После тестирования борьбу продолжили 30 самых талантливых и профессиональных педагога.      Следует отметить, что в отличие от  прошлых лет,  в конкурсе  участвовали  не только воспитательницы-представительницы прекрасного пола, но и впервые за всю историю муниципального конкурса, в  конкурсных испытаниях принял участие «усатый нянь». 

 В первом туре очно-заочного этапа были оценены   «Интернет-ресурсы» конкурсантов: личные блоги, сайты, странички на сайтах ДОО, интернет-сообществах, где педагоги  размещают  методические и  авторские разработки, отражающие опыт работы и демонстрирующие качество представления образовательной информации в сети Интернет.
      Второе задание первого тура  «Педагогическое мероприятие с детьми», где оценивалась методическая компетентность, умение заинтересовать группу, оригинальность организации и выбора содержания образовательной деятельности, учет, поддержка инициативности детей и общая культура педагога.













   
Строгое, но справедливое жюри.

После первого тура в конкурсе осталось 12 конкурсантов.

2 тур. Первое задание «Педагогический экспромт».
      От предыдущего испытания отличается тем, что конкурсант заранее не знает, какой предмет  ему достанется (белый лист бумаги, пустая коробка, связка ключей и т.п.)  и какой вид деятельности он должен будет организовать с детьми. Подготовка 10 минут. А дальше все зависит от профессионализма, владения методами и приемами и, конечно же, от ее Величества Удачи! 





2 тур. Второе задание «Творческая презентация»
        Творческая презентация должна была отразить научность, новизну опыта работы педагога, практическую значимость. Оценивалась логичность построения выступления, оригинальность подачи материала, общая культуры педагога.




     По итогам 2-го тура осталось 6 финалистов.


3 тур. Первое задание «Мастер-класс».
    Мастер-класс продемонстрировал педагогическое мастерство конкурсантов, их умение взаимодействовать  с группой педагогов. В этом испытании, тему которого участники выбирали  самостоятельно, они  продемонстрировали конкретный методический прием, метод, технологию воспитания, обучения, развития и оздоровления, отражающие современные тенденции дошкольного образования. 









3 тур. Второе  задание «Круглый стол». 
        «Круглый стол» стал завершающим этапом конкурса. Обсуждалась тема «Дошкольная образовательная организация сегодня».  Ключевые вопросы раскрывали более подробнее те изменения, которые произошли в ДОО в условиях введения ФГОС ДО. Конкурсанты показали  свое видение на современные проблемы дошкольного образования. В ходе активной дискуссии, определили векторы профессионального развития современного педагога.



    Конкурс завершился. Подведены итоги:  обладателем «Хрустального пеликана  стал Игорь Сергеевич Кондратенко (МБДОУ № 24) II место заняла  Ольга Николаевна Бережная (МБДОУ № 208) III место - Ольга Константиновна Иващенко (МБДОУ № 48). 






     Поздравляю с ПОБЕДОЙ всех участников конкурса! Здесь нет проигравших. Даже кто не дошел до финала, тоже победитель - победитель над своими страхами, неуверенностью, смущением.  Конкурс, по большому счету, стал для всех хорошей профессиональной школой, отправной точкой для старта и рождения новых идей.
    На небосклоне «Детсадовской страны» зажглись новые молодые «звезды»….
Помните у В.В.Маяковского: 
Послушайте! 
Ведь, если звезды зажигают — 
значит — это кому-нибудь нужно? 
Значит — кто-то хочет, чтобы они были? 


Информация о конкурсе "Воспитатель года города Краснодара-2015"  
в блоге призера конкурса Ольги Бережной 
"Страна детства" 


13 комментариев:

  1. Добрый вечер, Татьяна Васильевна! Спасибо большое за экскурс в историю конкурса, интересный рассказ и замечательные фотографии о нынешнем конкурсе.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Ольга Анатольевна! Конкурс был очень интересным. Жаль, что его не все смогли посмотреть. Хотелось еще много о нем рассказать.

      Удалить
  2. Татьяна Васильевна, интересно было узнать о том, как проходил конкурс ранее и о его первых звездочках. Сколько прошло времени, но актуальность и поиск новых талантов остается актуален. Особенно сейчас, когда система образования меняется, на дошкольное образование стали больше обращать внимание. Педагогическая компетентность растет и проблема педагогических кадров становится как-никогда очень важна.
    С Вашего разрешения, сделаю ссылку, на еще одни взгляд члена жюри :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Виктория Александровна! Я старалась, но концовку немного скомкала. Завтра доработаю. Мне будет очень приятно, если Вы дадите ссылку на мой пост. Будем сообща поднимать престиж профессии воспитателя детского сада.

      Удалить
  3. Здравствуйте, Татьяна Васильевна. С большим интересом прочитала Ваш пост об истории конкурса. Вы совершенно правы - это праздник общения и педагогического единения. Сколько интересных идей, форм общения с детьми, замечательных людей на этом конкурсе. Я, как участница конкурса, испытала фейерверк эмоций, получила незабываемые впечатления и стимул к дальнейшему развитию.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Я очень рада с Вами познакомиться. Вы талантливый молодой современный педагог, мастер своего дела. Ваша ПОБЕДА в конкурсе по праву заслужена. Главное, не останавливайтесь на достигнутом. Желаю удачи! Разрешите мне сделать ссылку на Ваш пост о конкурсе?

      Удалить
  4. Спасибо за добрые пожелания, Татьяна Васильевна! Конечно, Вы можете сделать ссылку на мой пост.

    ОтветитьУдалить
  5. Всегда было интересно увидеть процесс конкурса изнутри.Вы, Татьяна Васильевна, очень интересно и содержательно описали этот творческий и такой сложный процесс. С каждым годом, на мой взгляд, конкурс "Воспитатель года" предлагает всё более высокопрофессиональный состав конкурсантов с огромным творческим потенциалом, педагогов - новаторов. Спасибо Вам за интересный экскурс в историю конкурса. Многое ранее было мне незнакомо. Ваша статья будет не только интересна коллегам, но и полезна. Благодарю Вас за этот труд.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алла Анатольевна, спасибо большое за комментарий. Ваше мнение для меня очень важно.

      Удалить
  6. Здравствуйте, Татьяна Васильевна! С огромным удовольствием окунулась ещё раз в атмосферу конкурса "Воспитать года"... Очень заинтересовал символ конкурса - а Вы не знаете, кто его придумал? Было интересно посмотреть на справедливое жюри, ведь там я увидела знакомую мне Викторию Александровну... Спасибо Вам за такое информативное сообщение!

    ОтветитьУдалить
  7. Здравствуйте, Лилия Павловна! Спасибо, что зашли на мой скромный блог. Вы имеете в виду эмблему «Жемчужина в раковине»? На самом деле, история ее создания интересная. Имя автора идеи нигде не упоминается. Жемчужина в раковине - символ чистоты и совершенства, зарождающейся и формирующейся жизни. А вот авторами создания логотипа являются дети. В ее основу легли детские рисунки. При изготовлении использовались разные техники: простой рисунок, метод наложения и сложения, работа по образцу, аппликация и печатная графика.

    ОтветитьУдалить
  8. Краевой конкурс не справедливый. Жюри заранее продвигают уже выбранных участников. К сожалению у нас в России это действительность.

    ОтветитьУдалить